Сообщение: #457778
Heavy Metal » 24 Фев 2019, 01:38
Хранитель

Байя

Ба́йя (венг. Baja) — город на юге Венгрии, расположен на левом берегу Дуная. Байя — второй по величине город медье Бач-Кишкун, после столицы — Кечкемета.

География и транспорт
Бая находится в 150 километрах к югу от Будапешта и в 108 километрах к юго-западу от Кечкемета. Город стоит на левом берегу Дуная, который разделяет здесь два больших региона Альфёльди Южно-Задунайский край. Также в городе протекает река Шуговица. В Байе заканчиваются две автодороги — идущая вдоль Дуная магистраль Будапешт — Шольт — Байя и идущая с востока на запад дорога Сегед — Байя. В городе также есть железнодорожная станция и речной порт.
На противоположном от Байи берегу Дуная находится заповедный лес Геменц, входящий в состав национального парка Дунай-Драва.

Этимология
Имя города имеет турецкое происхождение, происходит от турецкого слова «бык». В австрийский период город был, кроме того, известен под немецким именем Франкенштадт. Многочисленная ранее славянская община города также называла его Байя.

История
Впервые город упомянут в 1308 году. Во время турецкой оккупации XVI — XVII веков Байя была центром региона. Во время турецкого правления в город переселилось большое количество хорватов и сербов, которые стали составлять подавляющее большинство жителей Байи. Переход города под власть Габсбургов в конце XVII века вызвал новую волну переселенцев в город, в основном это были немцы. По данным 1715 года в Байе было 237 домов, из которых 216 были югославянские, 16 венгерские и 5 — немецкие. Во второй половине XVIII века в город стали переселяться венгры из других регионов страны, а также евреи.
Благодаря выгодному расположению на перекрёстке торговых сухопутных и речных путей город быстро рос и превращался в важный транспортный центр — через Байю проходила значительная часть венгерского экспорта зерна и вина в Австрию и Германию.

В XIX веке с ростом значения железнодорожного транспорта и падения роли речных перевозок город вступил в период упадка. Железнодорожная магистраль, связавшая Будапешт с Загребом и адриатическим портом Фиуме (совр. Риека) прошла стороной; в Байю была построена лишь тупиковая ветка.
В конце первой мировой войны Байя была занята сербскими войсками, некоторое время существовала возможность, что город отойдёт к вновь образованному Королевству сербов, хорватов и словенцев (впоследствии Югославии). Однако Версальский договор, в конце концов, оставил Байю за Венгрией, следствием чего стала массовая эмиграция в Югославию славянского населения города и приток в него венгерских переселенцев с территорий, отторгнутых после войны у Венгрии.
После второй мировой войны в городе было построено несколько промышленных предприятий, среди них большая текстильная фабрика; а также введён в строй мост через Дунай.

Экономика
Важный транспортный узел: пристань и мост через Дунай, железнодорожная станция. Пищевая, текстильная и деревообрабатывающая промышленность; сельскохозяйственное машиностроение.

Достопримечательности
Главная достопримечательность города — францисканский монастырь св. Антония XVII века. В Байе — 15 действующих церквей, большая часть — католические, есть протестантские и православная. В городе расположены несколько музеев и картинных галерей с постоянной экспозицией.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.