Сообщение: #386832
Heavy Metal » 15 Сен 2018, 23:58
Хранитель

Кува

Кува́ (ранее Куба) — город на на северо-востоке Ферганской области Республики Узбекистан. С 1929 года административный центр Кувинского района. Один из самых древних городов Ферганской долины на Великом шёлковом пути. В советские времена значительно увеличился после открытия в нём мебельной фабрики и консервного завода.

История
В связи с древностью города точная дата его основания пока не установлена, предварительно возраст поселения датируется III веком до нашей эры. Среди городов восточной части Средней Азии по древности Кува занимает твердую позицию после Чуста, Истаравшана, Худжанда, Пенджикента (с рубежа II-I тысячелетий по VI-V вв. до н. э.), одновременно возглавляет список таких древних городов как Касансай, Ош, Узген, Ахсикент, Риштан (III – II вв. до н. э.) и др.
Город лежал на древнем караванном пути, который связывал Ферганскую долину с Кашгаром. Во времена раннего средневековья он был одним из крупных городов долины, при раскопках в 1956—58 г. был обнаружен буддийский храм VII-VIII вв. с глиняными статуями Будды и различных буддийских божеств; многочисленные бытовые предметы и др. В IX веке Куба была вторым по величине городом в регионе после древней столицы Ферганской долины – города Ахсикета. В X веке Кува описывается в арабских источниках и состоит из трёх частей: цитадели и шахристана, защищённых стенами с башнями и воротами, а также рабада, развалины которых сохраняются до настоящего времени. Он разрушен во время монгольского нашествия в начале XIII века.
О происхождении названия Кувы среди ученых имеются разногласия. Согласно китайским источникам считается, что до начала эры и первые столетия новой эры город назывался Квэйсан, Юань Чэн, а до арабского вторжения возможно Хунмынь. Примерно с конца X века город получил название Кубо, что на персидско-таджикском означает «сильный», «поддерживающий», а также «прочная крепость», что соответствует фортификационным сооружениям – мощной оборонительной стеной города.
Население города Кувы того времени как большинства ферганцев являлись носителями одной из ветви восточно-иранского языка. Арабские завоевания положили начало исламизации. В частности, в период завоевания арабами Средней Азии в 739 г. наместник Хорасана и Маверанахра Наср ибн-Сейяр осадил в Фергане город Куву и в последующим заключили договор с сыном правителя города. В связи с тем, что правитель Кувы был малолетним князем, переговоры с арабами от его имени через переводчика вела его мать “царица Кувы”.

По рассказам она прочла арабам краткое наставление о царствовании – менталитета восточно-иранских властителей:
Царь — не истинный царь, — начала она, — если у него нет шести вещей: визиря, которому он может доверить свои тайные замыслы и который даст ему продуманный совет; повара, который, если у царя нет вкуса к еде, найдет, чем пробудить его аппетит; жены, при взгляде на лицо которой исчезают все его тревоги; крепости, где он может укрыться; меча, который не подведет его в бою с врагом, и сокровища, на которое он может прожить в любой части света
С установлением господства тюркской династии — Караханидов, с XI века в Ферганскую долину проникают новые волны тюркских и тюркско-монгольских степных племен, которые усилено переходят к оседлости и вступают в общение с местным населением – парканцами. Это процесс развивается в эпоху Чагатаидов, Тимуридов и Шайбанидов, особенно с XVI века с приходом последнего он усилил начавшийся с древних времен процесс тюркизации оседлого ираноязычного населения Ферганы.

До монгольского нашествия город Кува считался одним из крупных центров просвещения Ферганы. В городе процветала наука, поэзия и литература, специалисты не исключают, что он возможно является родиной одного из крупнейшего средневекового учёного IX века, среднеазиатского астронома, математика и географа Абу́-ль-Абба́са А́хмада ибн Муха́ммада аль-Фергани, который служил халифам Мерва, Каира и Багдада, снискал известность в Европе под именем Alfraganus.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.