Activity
  • Message: #378867
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:48
    Keymaster

    Colatag

    Колатаг (Колатак) (азерб. Kolatağ, арм. Քոլատակ) — село в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей село, расположено в Мартакертском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — в Кельбаджарском районе Азербайджана.

    Колатаг знаменит следующими достопримечательностями:
    Родник «Тту джур» (кислая вода).
    Качахакаберд (Сорочья крепость)
    Арснакар (Скала-невеста).
    Монастырь св. Акоба, VII в.
    К югу от деревни течёт одноимённая речка.

    Этимология
    В переводе на русский язык слово Колатак (Kolatağ, Քոլատակ) означает «под кустом» (арм. «кол» (քոլ) — «куст», азерб. «кёл» (азерб. kol) — «куст», «дерево», арм. «так» (տակ) — «под»). Горы, окружающие Колатак, покрыты густым лесом. В лесах недалеко от деревни есть множество свидетельств древних поселений, часовни, монастыри, хачкары и другие исторические памятники. Народ Колатака состоит из так называемых родов. Основные являются роды Ирицанц, Чпаханц, Нкаранц, Балунц, Зарунц, Азунц, Саюнц, Кеверканц, Капунц и т.д. Из государственных учреждений в селе действуют муниципальный орган, средняя школа, дом культуры, медицинский пункт. К юго-западу от деревни – горный хребет Сорок Девиц. В северозападном направлении, примерно в километре от деревни, находится монастырь св. Акоба (Սուրբ Հակոբ) (VIIв.). Рядом с монастырем растёт величественный платан. Есть предание, согласно которому один епископ, побывав в Греции, привёз оттуда саженцы платанов и посадил их в Арцахе там, где были монастыри.
    В 2012 г. при финансовой поддержке проживающего в России Гайка Гвардиковича Магакеляна дорога протяженностью в 5,6 км, связывающая село с магистралью основательно отремонтирована и заасфальтирована.

    История
    В годы Российской империи село Колатаг (Колатагъ) находилось в составе Джеванширского уезда Елизаветпольской губернии. По данным «Кавказского календаря» за 1908 год в селе проживало 242 человека и село указано как преимущественно армянское. По данным «Кавказского календаря» на 1912 год в селе проживало 246 человек, и село указано как преимущественно азербайджанское (в источнике «татарское»).

  • Message: #378864
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:45
    Keymaster

    Chaykend

    Чайке́нд (азерб. Çaykənd)/Геташе́н (арм. Գետաշէն) — село в Закавказье, в 19 км к югу от Гёйгёля на берегу реки Кюракчай в среднем её течении. Сбогласно административно-территориальному делению Азербайджана (и de facto) расположено в Гёйгёльском районе Азербайджана, согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики — в Шаумяновском районе НКР. До событий 1991 года село имело армянское население (5000 человек).

    История
    В 14 веке на территорию нынешнего с. Геташен (Чайкенд) прибыли выходцы из Иджевана и Дилижана. Так и сформировалось население Геташена. В 1828 году село вошло в состав России. В 1860 году здесь появилась первая школа.
    В центре села находилась церковь Сурб Аствацацин, церковь, датированная 1749 годом; часовня, в которой хранилось рукописное Евангелие 1211 года. К югу от села располагался Ехнасарский монастырь. В центре села располагался трехэтажный дом Мелик-Шахназарянов (в дальнейшем род Дабагян), построенный женой Верди Мелик-Шахназаряна, приехавшей с двумя сыновьями Ованесом и Согомоном из Варанды после гибели ее мужа (Верди Мелик-Шахназаряна сына Аветика Мелик-Шахназаряна) в нач. XIX ст. Также на ее средства были построены школа и библиотека, получило развитие кожевническое дело, которым владели ее сыновья, в дальнейшем именуемые Дабагян (арм. դաբաղ).

    Зимой 1989—1990 года жители трёх армянских сёл, располагавшихся вокруг села Чайкенд, из-за непрекращающихся вооруженных нападений на них, давления районных органов власти и командиров подразделений внутренних войск были вынуждены покинуть места своего проживания. Выезд проходил мирно и дома у сельчан были выкуплены исполкомом районного Совета. В опустевшие села были в значительной степени заселены беженцы-азербайджанцы, которые были изгнаны из Армении в 1988 году. Несмотря на неоднократные предложения со стороны районных властей, жители Чайкенда и Мартунашена отказались покидать свои дома. После этого жители двух сёл оказались фактически в блокаде. Коммуникации с внешним миром были отрезаны, продовольственное и медицинское снабжение осуществлялось вертолётом из Армении. Регулярно происходили столкновения с соседними азербайджанскими сёлами с применением стрелкового оружия, миномётов (со стороны армянских жителей села) и градобойных орудий (со стороны азербайджанцев).

    В 1991 году событиями в Чайкенде началась этническая чистка — операция «Кольцо». 19 апреля из Чайкенда был выведен пост внутренних войск МВД СССР, после чего здесь и в Мартунашене участились случаи нападения со стороны азербайджанских сёл, прекратилась подача электроэнергии, пропала телефонная связь, были запрещены полёты вертолётов. 29 апреля — 4 мая 1991 г. подразделения азербайджанского ОМОНа в рамках совместной операции с частями Советской Армии и внутренних войск провели проверку паспортного режима и изъятие вооружения в населённых армянами сёлах Чайкенд и Мартунашен Ханларского района Азербайджанской ССР, по результатам которой более 300 человек были задержаны и высланы с территории Азербайджанской ССР. В результате этих событий трёхтысячное армянское население села было насильно выселено в Армению. Большая часть жителей села были вывезены на военных вертолетах в город Степанакерт, а через несколько дней оттуда — в город Иджеван; несколько сот мужчин были вывезены на автобусах сразу в Иджеван.

    Название
    Название села и на азербайджанском и на армянском имеет одно и то же значение: первые корни азерб. çay и арм. գետ имеют смысл «река», а вторые корни, весьма продуктивные в топонимике азерб. kənd- («село, посёлок, строение»).

  • Message: #378862
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:37
    Keymaster

    Tug

    Туг (азерб. Tuğ)/Тох (арм. Տող) — село в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей село, расположено в Гадрутском районе Нагорно-Карабахской Республики, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — в Ходжавендском районе Азербайджана. Расположено на высоте 742 м.Согласно переписи 2005 года население села составляло 700 человек.

    История
    Основание
    Точная дата основания села не ясна, известно лишь то, что возле села имелась крепость Ктиш (Гтич) , которая принадлежала армянскому князю Дизака, называемому арабами Есаи абу Мусе. Одно из первых упоминаний о ней относится к IX веку когда крепость была осаждена, как сообщает средневековый автор:
    «Тогда Буга пошел на Ису ибн-Юсуфа (Есаи абу Мусе), который находился в крепости Ктиш (Катиш) Байлаканской провинции »
    В XVI веке владетелями Дизака становятся Гукас и его сын Аван из рода Лорис-Меликянов, переселившиеся сюда из села Арту провинции Лори и сделавшие Туг столицей своего княжества. Здесь князь Гукас «восстановил монастырь Гтич, основал обитель и поселился в том же монастыре. А сын, мелик Аван, в селе Тох воздвиг великолепную церковь и укрепил поселение обводными стенами Построенный им в том же селе прекрасный дворец, украшенный армянскими надписями, сохраняется и сегодня».
    Раффи в своей книги «Меликства Хамсы» говоря о меликах Карабаха отмечает, что «крепость мелика Дизака находилась в селе Тох, возле монастыря Гтич, возвышающегося до самих небес».
    Во время правления мелика Есаии, княжество Дизак находилось в состоянии войны с персидским шахом, по приказу которого Казим-хан вместе с Панах-ханом во главе многочисленного войска осадили крепость Тох. Несмотря на численное превосходство все попытки персов овладеть крепостью были тчетны, как отмечает Раффи:
    «Тот, кто видел Тох, понимает, что многочисленность вражеского войска не могла испугать мелика Есаи, так как могущественному противнику вместе с его храбрыми воинами противостояло и неприступное расположение крепости.»
    В годы Российской империи село Туг (Тугъ) было в составе Шушинского уезда Елисаветпольской губернии.

    Современный этап
    Согласно докладу правозащитного центра «Мемориал», в годы Карабахской войны в результате боевых действий армянских вооруженных формирований жители-азербайджанцы были вынуждены покинуть село Туг.
    После провозглашения независимости и прекращения военных действий правительство Нагорно-Карабахской Республики объявило туризм одним из приоритетных направлений экономического развития республики. В связи с чем было решено в селе построить современную туристическую базу со всеми условиями для организации активного отдыха. В селе уже действуют аквапарк «Нор Кянк» («Новая жизнь»), в котором имеются бассейны для взрослых и детей, катки, игровая площадка, кафе и рестораны. На территории аквапарка построено 11 так называемых дворов, которые представляют собой большие огражденные зоны отдыха, снабженные павильонами, мангалами, санузлом, территориями для установления палаток. В ближайшем будущем будут построены особняки для посетителей. Также есть все необходимое для занятия альпинизмом и организаций турпоходов. Посредством специальных вездеходов, горных велосипедов, квадроциклетов и лошадей туристы могут быть доставлены к достопримечательным местам и историко-архитектурным памятникам района.

    Достопримечательности
    Княжеский дворец меликства Дизака, проводятся раскопки крепости
    На расстоянии 4-5 км. от села находится заброшенный монастырь X—XIII веков Гтичаванк.
    Церковь Сурб Степаноса — XIII век
    Церковь Сурб Ованеса — XIII век
    Аквапарк

    Известные уроженцы
    Айриев, Армен Теванович — Герой Советского Союза
    Асланов, Мухтар Махмуд оглы — азербайджанский советский учёный в области автоматики, лауреат Государственной премии СССР (1969)
    Григорян, Виген Самвелович — командир Тогского батальона во время Карабахской войны
    Мелик-Еганов, Джавад бек Рзабекович — азербайджанский политик, один из 16 членов Азербайджанского Парламента, подписавших в 1918 году декларацию о независимости Азербайджанской Демократической Республики.

  • Message: #378860
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:33
    Keymaster

    Drmbon

    Дрмбон (арм. Դրմբոն)/Хейвалы (азерб. Heyvalı) — село в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей село, расположено в Мартакертском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кельбаджарском районе Азербайджана. Село расположено на правом берегу Сарсангского водохранилища на реке Тертер. Расстояние до города Мардакерта составляет 11,6 км. Население села составляет 645 человек, в основном армяне.

    Автотрасса
    Через село проходит трасса «Север-Юг», соединяющая северную часть НКР из Мардакерта через Дрмбон со Степанакертом и южной частью НКР через Красный Базар в Гадрут.
    Магистраль Дрмбон — Кельбаджар — Варденис проходит неподалеку от Дадиванка — монастырского комплекса IX века. Дрмбон — Кельбаджар — Варденис — альтернативная дорога, связывающая НКР с Арменией. Единственная автомагистраль, по которой в настоящее время жители НКР могут попасть в Армению и далее во внешний мир, это 100-километровая дорога Горис — Степанакерт. Дорожный серпантин, проходящий через горные перевалы, отремонтирован в 1996 году на средства Всеармянского фонда «Айастан». В зимнее время участок дороги Горис — Сисиан становится непроходимым и на дороге скапливается масса машин. В этом случае НКР оказывается отрезана от внешнего мира.
    Магистраль Степанакерт — Дрмбон также ремонтируется за счет средств Всеармянского фонда «Айастан» в рамках проекта «Север-Юг». Проект был запущен в 2000 году и предусматривает ремонт 169-километровой дороги, проходящей через Степанакерт и связывающей друг с другом все регионы.

    Горнообогатительный комбинат
    Дрмбонский горнообогатительный комбинат действует в Нагорном Карабахе с осени 2003 г. Среднемесячная производительность предприятия составляет 16-18 тыс.т руды. Концентрат с содержанием золота и меди, полученный в результате обработки руды, подвергается плавке на Алавердском металлургическом комбинате в Армении. Благодаря новому оборудованию Дрмбонский горнообогатительный комбинат сегодня получил возможность ежемесячной переработки до 30 тыс.т руды. На предприятии работает более 1100 человек (в том числе 40 жителей Дрмбона), средняя заработная плата которых составляет 176 тыс. драмов. Объем годового производства составляет порядка 10-11 млн дол. Параллельно с производственной деятельностью ведутся активные геологоразведочные работы. Администрация предприятия планирует завершить в течение года изучение одного-двух новых месторождений и начать их эксплуатацию. Наиболее перспективным является месторождение в близлежащем селе Мехмана. Производительность обогатительной фабрики 450 000 т. в год с выпуском медного концентрата. В 2008 году была запланирована модернизация флотационного отделения ОФ оборудованием. В мае 2008 года был завершен первый этап работ: осуществлен монтаж пятикамерной пневмомеханической флотомашины РИФ-25, контактных чанов КЧ-25 емкостью 25 м³, гидроциклонов, автоматических современных дозаторов реагентов УДР — РИФ, автоматического регулятора уровня пульпы и расхода воздуха АССУП-РВ в камерах флотомашин РИФ.

    Дрмбон в ходе Карабахского конфликта
    Во время массированного летнего наступления азербайджанских войск 1992 года село перешло под контроль азербайджанцев, но вскоре армяне провели контрнаступление и в течение трёх суток взяли под контроль 9 сёл Мардакертского района, включая Дрмбон.

  • Message: #378857
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:29
    Keymaster

    Fizuli

    Физули (азерб. Füzuli)/Варанда (арм. Վարանդա) — населённый пункт в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, контролирующей населённый пункт с лета 1993 года, расположен в Гадрутском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана является административным центром Физулинского района Азербайджана, часть которого согласно резолюциям СБ ООН от 1993 года считается оккупированной армянскими силами. Данная территория входит в так называемый пояс безопасности Нагорного Карабаха, находящийся за пределами заявленной в 1991 году территории Нагорно-Карабахской Республики, перешедший под контроль армянских сил в 1993 году и впоследствии включённый в состав Нагорно-Карабахской Республики.

    История
    Бывшее село Карабулаг — с 1827 года русский форпост, город Карягино, названный в честь полковника Павла Карягина, с 1905 года — административный центр Карягинского уезда. По данным «Кавказского календаря» 1912 года в селе Карягино Карягинского уезда Елизаветпольской губернии жило 550 человек, в основном русских. В 1959 переименован в честь поэта Физули. Население города в 1989 году составляло 17.090 человек.

    11 августа 1872 году в молоканской деревне Карабулаг, Шушинского уезда, возник большой пожар, из 24 домов выгорело 22. Жители остались без крова. К ним на помощь пришли жители соседних селений и оказали погорельцам, хотя и не единоверцам своим, весьма радушную помощь ссудою из зернового хлеба и съестных припасов.

  • Message: #378855
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:25
    Keymaster

    Gyulistan

    Гюлистан (азерб. Gülüstan, арм. Գյուլիստան),— село в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики находится в Геранбойском районе, согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики находится в Шаумяновском районе НКР. До 1991 года село было населено армянами. В настоящее время село находится в непосредственной близости к линии соприкосновения вооружённых сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики. В связи с тем, что до начала Карабахской войны абсолютное большинство населения села составляли армяне, а летом 1992 года в ходе Летнего наступления азербайджанских войск село перешло под контроль азербайджанцев, всё население села было вынуждено покинуть село. В настоящее время из-за близкого расположения к линии соприкосновения в селе никто не живёт.

    История
    12 (24) октября 1813 года после окончания русско-персидской войны 1804—1813 годов в селе был подписан Гюлистанский мирный договор — договор между Россией и Персией (Ираном).
    Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и северной части современного Азербайджана где находились ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства.
    По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Купцы обеих стран получали право свободной торговли.
    Присоединение значительной части Закавказья к России избавило народы Закавказья от постоянных кровавых истребительных нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к ликвидации феодальной раздробленности, вовлекло край в общий ход прогрессивного экономического развития, связало народы Закавказья с русской культурой и общественно-политическим движением России.
    Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора.

    Современная история
    3 марта 1992 года был сбит вылетевший из села транспортный вертолет Ми-26 перевозивший женщин и детей, 16 человек погибло.(См. Катастрофа Ми-26 возле села Гюлистан)

    Известные уроженцы
    Балаян, Гарегин Шегиевич — Герой Советского Союза.
    Шаген Мегрян — первый секретарь райкома партии и председатель Шаумяновского райисполкома, командующий силами самообороны Шаумяновского района.

  • Message: #378846
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 21:18
    Keymaster

    Khojaly

    Ходжалы (азерб. Xocalı)/Иванян (арм. Իվանյան) — населённый пункт в Нагорном Карабахе. Расположен в 10 км к северо-востоку от Степанакерта на дороге, соединяющей Степанакерт и Агдам. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской республики, фактически контролирующей населённый пункт, является селом Иванян и расположен в Аскеранском районе НКР. Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, является городом Ходжалы, административным центром Ходжалинского района Азербайджана.

    История
    Ходжалы-Кедабекская культура
    Вблизи Ходжалы находятся памятники Ходжалы-Кедабекской культуры, относящиеся к XIII—VII вв. до н. э. Название получило по первым находкам памятников у сёл Ходжалы, а также Кедабека. Культура изучена по погребениям — грунтовым могилам, каменным ящикам и курганам с захоронениями. Для погребального инвентаря характерны бронзовые изделия: длинные мечи (самые древние на территории СССР), а также разнообразные бусы из стекла, сердолика и кости, каменные сосуды и много глиняных, различных форм, чернолощёных с резным орнаментом. В одном из курганов у Ходжалы была найдена агатовая бусина с именем ассирийского царя Ададнирари II. Племена Ходжалы-кедабекской культуры занимались земледелием и скотоводством (в т. ч. коневодством). Высокого развития у них достигла металлургия. Имеются основания полагать, что племена являлись отдалёнными предками современных народов Закавказья.

    Советское время
    В советское время рядом с Ходжалы был построен Степанакертский аэропорт — единственный аэропорт в Нагорном Карабахе, способный принимать крупные самолёты.

    Население
    Согласно Кавказскому календарю 1911-1912 годов в селе Ходжалы жило 172 татар (азербайджанцев) и 52 русских.
    Ряд высокопоставленных армян и армянских публицистов утверждают об армянском происхождении села. Согласно Максиму Мирзояну, депутату НКР, первая азербайджанская семья поселилась в Ходжалу в 1935 году и уже к 1960-м годам Ходжалу становится азербайджанским, армяне большей частью уже тогда покинули село.
    Зорий Балаян так описывает демографическую ситуацию в селе:
    Особое внимание уделялось армянскому селу Ходжалу, основанному в конце XIX и начале XX веков жителями высокогорного села Кятук (с трепетом отмечу, что речь идет о многих моих родственниках по линии моей матери). С самого детства, еще до начала войны я видел (во время поездок к родственникам в Аскеран и Кятук), как в Ходжалу строят новые каменные дома исключительно для азербайджанцев. И уже после войны мы от мала до велика видели, как с каждым днем все меньше и меньше там оставалось армян. Последние армянские семьи вынуждены были оставить Ходжалу в конце шестидесятых годов.
    В 1987 году число азербайджанцев достигло 2025, в 1989г. – 2135, а уже в 1991г. — 6300 человек. Таким образом, всего за 5 лет, между 1987 и 1991 годами, число азербайджанцев в селе возросло более чем в 3 раза, причем в основном прибывшие азербайджанцы были из Степанакерта. В 1990 году в селе были размещены также около 300 турок-месхетинцев, бежавших из Узбекистана.
    В 1988 году население Ходжалы составляло 2135 человек. Начиная с 1988 г., власти Азербайджана осуществляли в Ходжалы интенсивное строительство, население Ходжалы стремительно увеличивалось в том числе за счет беженцев-азербайджанцев из Армении, а также турок-месхетинцев. Армянская сторона считала это целенаправленными действиями по изменению демографической ситуации в регионе.
    В апреле 1990 года Верховным советом Азербайджанской ССР селу Ходжалы был присвоен статус города. К 1991 году население Ходжалы достигло 6300 человек.

    Вот что пишет в своих воспоминаниях о посещении Ходжалы В. В. Кривопусков, занимавший в октябре — декабре 1990 года должность начальника штаба Следственно-оперативной группы (СОГ) МВД СССР в НКАО:
    Увиденное — впечатляло. Новые кирпичные дома вырастали, как грибы после дождя. И чем ближе к зоне аэропорта, тем дома строились крупнее и выше, словно для того, чтобы с их крыш можно было руками достать взлетающие самолёты… Масштабы возводимых объектов, горы кирпича, пиломатериалов, мешков с цементом, изобилие других строительных материалов казались тем более удивительными, что всё это полностью отсутствовало не только в армянских селах, но и в столице НКАО городе Степанакерте… Азербайджанские власти, как бы реализуя программы социально-экономического развития НКАО, целенаправленно использовали в одностороннем порядке союзные и республиканские средства для льготного безвозвратного финансирования индивидуального строительства в этом посёлке, переселяя в него не только беженцев из Армении, но и всех желающих из других районов Азербайджана. Таким новосёлам кроме льгот на строительство жилья выдавались денежные пособия, а их детям предоставлялась возможность поступления в вузы республики без сдачи вступительных экзаменов. Преследовалась очевидная цель. Увеличить в Карабахе численность азербайджанского населения. Задача эта, по имеющейся информации, осуществлялась не только в Ходжалу, но и в других азербайджанских населённых пунктах НКАО. Но ещё более изощрённой была другая задумка: произвести застройку прилегающей к аэропорту территории с грубыми нарушениями градостроительных норм. Расчёт был на то, чтобы близость жилья к аэропорту сделала бы опасными взлеты и посадки самолётов. Закрытие аэропорта становилось неизбежным.
    В ноябре 1990 года аэропорт был закрыт. Тогдашний президент Азербайджана А. Н. Муталибов отдал распоряжение разрушить взлётно-посадочную полосу и аэродромное оборудование аэропорта, но оно не было выполнено.
    26 февраля 1992 года в ходе Карабахской войны Ходжалы перешёл под контроль армянских сил. Во время штурма и после него многие жители города погибли, произошла Ходжалинская резня.
    Властями Нагорно-Карабахской Республики населённый пункт всегда считался селом и был переименован в Иванян в честь Христофора Иваняна.
    Согласно оценке на 2012 год в Ходжалы проживало 1273 человек — все армяне.

  • Message: #378842
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 20:29
    Keymaster

    Vanklu

    Вянгли (азерб. Vəngli)Ванк (арм. Վանք) — село в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей село, расположено в Мартакертском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кельбаджарском районе Азербайджана. Село расположено на левом берегу реки Хачинчай. Население села составляет 1284 человека, в основном армяне. Рядом с селом расположен действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви Гандзасар, который является наиболее известным среди туристов монастырём в Нагорном Карабахе.
    Село развивается опережающими темпами и имеет возможность обеспечивать работой даже жителей соседних сёл, а посещение туристов помогает решить вопрос сбыта сельхозпродукции. Очень большую роль в развитии и восстановлении села играет благотворительный деятель Левон Айрапетян. В селе есть деревообрабатывающий завод, две гостиницы, зона отдыха. В селе строится большое водохранилище.

    Экономика
    Экономика села была полностью разрушена во время Карабахского конфликта, однако в послевоенный период уроженец села Левон Айрапетян взялся за её восстановление. В селе была построена новая дорога до монастыря Гандзасар, также монастырь был отреставрирован, была построена современная школа с бассейном, футбольным полем, интернет-классом, с новейшим оборудованием, был построен большой трехэтажный детский сад, завод по производству паркета, гостиница «Эклектика», отреставрирована гостиница «Цовен Кар», была создана конюшня с конными прогулками, ресторан «Ван Гог», несколько кафе, было сооружено множество памятников, скульптур, также у села появилось собственное радио «Радио Ванк»

    Интересные факты
    В 2010 году итальянский певец Аль Бано посетил село Ванк по приглашению предпринимателя и благотворителя Левона Айрапетяна, где дал концерт, а затем побывал в монастырском комплексе Гандзасар.
    Ежегодно в Ванке проводятся ослиные бега, ставшие весёлой традицией Ванкцев. Мероприятие проводится благодаря меценату Левону Айрапетяну, призовой фонд 2000 долларов США. Мероприятие часто посещают высокопоставленные лица. Певец Аль Бано приезжал именно на ослиные бега, спев после шоу.

    Достопримечательности и туристические объекты
    Монастырь Гандзасар
    Гостиница «Эклектика»
    Гостиница «Цовен Кар»
    Ресторан «Ван Гог»
    Хоханаберд (крепость)
    Качагакаберд (крепость)
    Стена из азербайджанских автомобильных номеров
    Гора-Лев
    Дворец Гасана-Джалала Дола
    Конюшня с возможностью конных прогулок
    Строится ипподром
    Работает ночной дискобар
    Многочисленные скульптуры и памятники
    Ванкское озеро
    Летний кинотеатр
    Зоопарк

  • Message: #378839
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 20:25
    Keymaster

    Zangelan

    Зангелан (азерб. Zəngilan)/Ковсакан (арм. Կովսական) — город в Закавказье; согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей населённый пункт с 1 ноября 1993 года, расположен в Кашатагском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана является административным центром Зангеланского района Азербайджана.
    Город расположен на правом берегу реки Вохчи. Через город проходит недействующая железная дорога Минджевань — Капан.

    История
    Территория современного Зангеланa в древности и средневековье входила в пределы гавара Ковсакан армянской исторической области Сюник, восточные пределы которой ограничивались рекой Акера. На месте нынешнего Зангелана находилась местечко Верджнаван.
    Статус города населённому пункту был присвоен в 1967 году. Согласно Всесоюзной переписи населения СССР (1989), в Зангелане проживало 6968 человек.

    29 октября 1993 года в ходе Карабахской войны территория Зангеланского района была оккупирована армянскими силами и с этого времени де-факто контролируется властями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. По состоянию на 2005 год население города насчитывало менее 400 человек.

  • Message: #378824
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 19:42
    Keymaster

    Kelbajar

    Кельбаджа́р, Кельбаджа́ры (азерб. Kəlbəcər), или Карвача́р (арм. Քարվաճառ — «крепость-рынок» или «место продажи камня») — город в Закавказье, в верхнем течении реки Тертер, правого притока Куры. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, центр Шаумяновского района НКР. Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административный центр Кельбаджарского района Азербайджана.
    Данная территория входит в так называемый Пояс безопасности Нагорного Карабаха, находящийся за пределами первоначально заявленной территории НКР, но контролируемый армянскими силами с 1993 года.

    История
    Период античности и средневековья
    В античный период территория, на которой находится Кельбаджар, входила в гавар Бердзор провинции Арцах Великой Армении.
    С IX по XVI века — это часть армянского княжества Хачен, а после его распада — армянского меликства Джраберд, одного из пяти меликств Хамса.
    В XIV веке Верхний Хачен подвергается нашествиям хана Тохтамыша и Тамерлана, в XV веке входит в состав тюркских государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. В армянских источниках впервые упоминается как деревня Каравачар в XV веке. В начале XVI века Хачен вошёл в состав государства Сефевидов. Административно округ Хачен находился в составе Гянджа-Карабахского беглярбекства (впоследствии Гянджинского ханства), которым правил род Зияд оглы из туркоманского племени каджаров. Их власть, однако, распространялась главным образом на равнинный Карабах, население которого было мусульманизировано и тюркизировано, тогда как Нагорный Карабах, где продолжали жить армяне, остался в руках армянских правителей.
    Курдские племена были переселены персидскими властями в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром (на территории современных Кельбаджарского, Кубатлинского и Лачинского районов Азербайджана), примерно в 1600 году. Этот шаг имел своей целью ослабить связи армянских правителей Нагорного Карабаха с основными армянскими территориями. Часть более позднего мусульманского (курдского и тюркского) населения Кельбаджарского района (жившего здесь до Карабахской войны начала 1990-х гг.) являлась, таким образом, потомками кочевников-переселенцев из равнинного Карабаха. В 1924 году советский учёный Е. Пчелина побывав с экспедицией в Курдистанском уезде, отмечала, что в средние века здесь бытовало христианско-армянское население, о чём говорили и встретившиеся ей археологические памятники в этом районе. Вытеснение армян со своих земель было зафиксировано ею в курдских народных сказаниях и родословных, говорящих о пришлости курдов в регионе.
    Надир-шах, занявший персидский престол в 1736 году, для ослабления своих врагов — гянджинских ханов, преданных дому Сефевидов, — переселил многих каджаров (племена отузики, джеваншир и кебирли) из Карабаха в Хорасан и вывел меликов Хамсы из подчинения Гяндже. В 1747 году, однако, гибель Надир-шаха привела к распаду созданного им государства, возвращению из Хорасана сосланных тюркских племён и утрате самостоятельности меликств Хамсы, которые попали в подчинение Карабахскому ханству, созданному Панах Али-ханом.
    В 1805 году ханство было присоединено к России, а в 1822 году — упразднено и преобразовано в провинцию Российской империи. В 1840 году Карабахская провинция была переименована в Шушинский уезд, вошедший в состав Каспийской области, с 1846 года — в состав Шемахинской губернии (в 1859 году переименованной в Бакинскую), а с 1867 года — в Елизаветпольскую губернию.

    XX век
    По данным «Кавказского календаря» 1912 года, в селе Кельбаджар Джеванширского уезда Елизаветпольской губернии проживало 300 азербайджанцев, указанных в календаре как «татары».
    В 1930 году в составе Азербайджанской ССР был образован Кельбаджарский район площадью 1936 км², административным центром которого был посёлок городского типа Кельбаджар, с 1980 года получивший статус города. По состоянию на 1970 г., население Кельбаджара насчитывало 5 тыс.
    Согласно Всесоюзной Переписи населения СССР 1989 года в Кельбаджаре проживали 7246 человек.

    Карабахская война
    С началом Карабахской войны Кельбаджарский район, зажатый между НКР и Арменией и отделённый от остальной территории Азербайджана на севере горным хребтом, оказался в полублокаде. С лета 1992 года положение местного населения несколько улучшилось, так как азербайджанцы заняли северную часть НКР и восстановилось сообщение через Мардакерт. После того, как армянские силы отбили обратно Мардакертский район, Кельбаджарский район оказался полностью блокирован (так как перевалы ещё были занесены снегом). Перед занятием района армянскими силами население района составляло около 60 тыс., в основном это были азербайджанцы и курды, которые в дальнейшем были насильно изгнаны из своих домов. В ходе операции по захвату района армянские силы применяли в отношении мирных жителей насилие, вели по ним огонь, захватывали их в заложники.

    Послевоенный период
    С тех пор район полностью контролируется НКР. Его прежнее население размещено на территории Азербайджана в качестве беженцев.

  • Message: #378813
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 19:31
    Keymaster

    Askeran

    Аскера́н (азерб. Əsgəran, арм. Ասկերան) — город в Нагорном Карабахе. Расположен в 14 км к северо-востоку от Степанакерта по дороге в Агдам на левом берегу реки Каркарчай (Каркар). Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром Аскеранского района НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — расположен в Ходжалинском районе Азербайджана.
    В прошлом — село в Шушинском уезде. С 1978 года по 1991 год являлся административным центром Аскеранского района Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР.

    Население
    В 1970 году население составляло 700 человек, большинство — армяне. Согласно Всесоюзной Переписи населения СССР 1989 года в Аскеране проживали 2024 человек. Согласно переписи населения 2005 года, в городе проживает 1967 человек. После присоединения к городу бывшего населённого пункта Агдам, в качестве квартала Акна в ноябре 2010 года, население за счёт этого увеличилось примерно на 360 человек.

    Аскеранская крепость
    Аскера́нская кре́пость (азерб. Əsgəran qalası, арм. Ասկերանի բերդ), также Майраберд (арм. Մայրաբերդ)— крепость у южной окраины города Аскеран в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей крепость, расположена в Аскеранском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Ходжалинском районе Азербайджана.

    Крепость расположена у южной окраины Аскерана на обоих берегах реки Каркар на дороге в Агдам в лесистой местности. Находится в 16—17 км к северо-востоку от Степанакерта. Может упоминаться также как Аскаран, Аскатран, Аскетран.
    Толщина стен крепости составляет 2 м, высота — 9 м. На стенах находятся круглые башни, построенные из мелкой гальки и колотого известняка на известковом растворе. Башни служили наблюдательными пунктами. На стенах имелись узкие коридоры, служившие для сообщения между башнями. Неприступной крепость делали двойные стены и ландшафт: она расположена среди гор в ущелье.
    По сей день достаточно хорошо сохранились тянущиеся по горному склону защитные стены, вход и башни.
    В средневековье на этом месте находилась крепость и армянское селение, называвшиеся Майраберд (арм. Մայրաբերդ).
    В XVIII веке по инициативе Панах-хана для охраны подступов к Шуше здесь была построена мощная крепость, укрепленная двойными стенами.
    В июне 1805 года во время Русско-персидской войны через крепость проходил путь наступавшей на Шушу более чем 40-тысячной персидской армии. По инициативе генерала Цицианова в Карабахе были сформированы армянские добровольческие отряды. Один из этих отрядов во главе с меликом Вани и Акопом Юзбаши Атабекянами принял участие в сражении близ стен крепости. Следовавший в Шушу отряд полковника Карягина, состоящий из 400 бойцов, попал в окружение на холме в деревне Храморт. Добровольцы вывели русский отряд из окружения на север в деревни Кусапат и Мохратах. Поставленная жителями Храморта памятная доска увековечила память русских и армянских воинов, павших при обороне Шуши и Аскерана в июне—июле 1805 года.
    В 1918—1920 годах здесь находился защищавший Каркарскую долину гарнизон под командованием полковника Бадалкохяна. Крепость была разрушена мусаватистами при штурме города в 1920 году.
    Ныне крепость находится в хорошем состоянии благодаря реставрации, проведённой в 2002 году.

  • Message: #378766
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 19:14
    Keymaster

    Martuni

    Мартуни́ (арм. Մարտունի)/Ходжаве́нд (азерб. Xocavənd) — город в Нагорном Карабахе, расположенный на восточных склонах Карабахского хребта. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром Мартунинского района Нагорно-Карабахской республики, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — административным центром Ходжавендского района Азербайджана.
    Согласно Всесоюзной Переписи населения СССР 1989 года в Мартуни проживали 6998 человек. В 2005 году в городе проживало 4878 жителей.

    Этимология
    В прошлом селение с названием Хонашен, где «шен» — арм. «селение», а «хона» в зависимости от языка источника допускает различные толкования («поселок, жилище» или «водоём, колодец, родник»). В 1925 году преобразовано в город и переименовано в Мартуни, по псевдониму партийного деятеля А. Ф. Мясникова (Мясникяна).
    В прошлом село также носило название «Нижний Каранлуг».
    Азербайджанское название города не имеет к Мартуни прямого отношения: оно произошло от населённого азербайджанцами в советские годы западного пригорода — села Ходжавенд.

    Карабахская война 1991—1994
    Во время войны в Нагорном Карабахе при обороне Мартуни особо отличился ставший позднее командиром Мартунийского отряда армянин из диаспоры Монте Мелконян. По некоторым сведениям жителями Мартуни было высказано мнение о переименовании районного центра в Монтеаберд (арм. Մոնթէաբէրդ), в честь Монте Мелконяна. Проект по переименованию так и не был поддержан властями Нагорно-Карабахской Республики, но при этом была зафиксирована установка самодельного дорожного знака с таким названием.

  • Message: #378739
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 15:21
    Keymaster

    Shusha

    Шуша (азерб. Şuşa) / Шуши́ (арм. Շուշի) — город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м. над уровнем моря, на автодороге Степанакерт—Горис, в 11 км к югу от Степанакерта (Ханкенди). Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики (НКР), фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана (не совпадающего с одноимённым районом НКР).

    Климат
    Город расположен в зоне мягкого умеренного климата. Среднегодовая температура +8,8 °C; средняя температура января — +2,9 °C, апреля — +7,4 °C, июля — +18,9 °C, ноября — +4,7 °C. Количество осадков — 639 мм.

    Происхождение названия
    Армянский автор XIX века Раффи писал, что Шуша получила своё название от армянского селения Шош, жители которого были переселены в построенную рядом крепость. Армянский автор М. Саркисян отождествляет «деревню Шушу области Амарас», упомянутую в рукописи 1428 года, с современным селом Шош (Шушикенд). В ряде более поздних источников (ЭСБЕ, Институт географии РАН, и т. д.) также утверждалось, что название города Шуши происходит от названия соседнего селения.
    Некоторые армянские историки полагают, что, наоборот, селение получило своё название по имени соседней Шушинской крепости.
    Согласно азербайджанской версии, создатель и первый правитель Карабахского ханства Панах-хан, приехав в гости к правителю Барды, был приглашён им на охоту в ближайшие горы и леса. Очарованный местной природой, хан якобы сказал себе: «Что за прекрасное место, какой здесь чистый и прозрачный воздух, как будто из стекла (азерб. şüşə). Здесь можно основать прекрасный город». Так и случилось — по распоряжению Панах-хана в этом месте был основан город под названием Шуша.
    В 1834 году эту версию происхождения названия города привёл в своих записках российский писатель и военный историк Платон Зубов, который имел возможность общаться с современниками основания Шуши.

    История
    Согласно ЭСБЕ, Шуша была основана в 1752 году создателем и первым правителем Карабахского ханства Панах-Али-беком. Большой энциклопедический словарь и Институт географии РАН также называют датой основания города 1752 год. Согласно БСЭ, Шуша была основана в середине XVIII века как крепость для защиты Карабахского ханства.
    Британский историк Кристофер Уолкер называет основателями Шуши Панах Али-хана и его союзника — армянского мелика Шахназара. В Энциклопедии ислама также отмечается, что город, построенный в 1752 году Панах Али-ханом, был назван Панахабадом.
    Существуют две версии основания города.

    Азербайджанская версия
    Согласно азербайджанской версии, возведение крепости Шуша непосредственно связано с именем Панах Али-хана — основателя Карабахского ханства, выделившегося в результате распада персидского государства Надир-шаха. Как писал карабахский историк XVIII—XIX вв. Мирза Джамал Джеваншир,
    Ещё в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах-хану), он нашёл целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней родственников, служащих, приближённых и знатных людей.
    Шуша стала третьей крепостью, возведённой Панах Али-ханом. В 1748 году он построил крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, отразив осаду Баята со стороны правителей Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе». Первым из меликов Панах-хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-хан построил новую крепость у источника Шахбулаг в равнинном Карабахе. Решение о возведении ещё одной крепости в неприступной горной местности было принято после того, как стало известно, что каджарский хан Мохаммад Хасан-хан стал правителем Мазендерана и Гиляна. Это решение было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Шахназара.
    По сообщению Мир Мехди Хизани, место для строительства было выбрано такое, чтобы крепость располагалась на пути между зимними и летними пастбищами.
    Новая крепость Панахабад была заложена примерно в 1751 году. Дьякон Акоп Погосян-Закарян-Шушеци следующим образом описывает строительство крепости: «…Приказал (хан) явиться по одному мужчине со своей провизией от каждой семьи со всех провинций для строительства крепости. По приказу хана крестьяне должны были прийти во главе князей. Сюда, на гору позвали также всех архитекторов. И воздвигли они сооружение с пятьюдесятью башнями и крепостными стенами длиною в пять тысяч локтей». Город вначале назывался Панахабадом в честь своего основателя, а позднее стал именоваться Шуша, по названию соседнего армянского селения Шош (Шушикенд), часть жителей которого была переселена в новый город вместе с жителями Шахбулага и нескольких других деревень.
    В дальнейшем Панах Али-хан постепенно подчинил своей власти всех армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на соседние территории. Таким образом, в результате междоусобиц армянских меликов, Нагорный Карабах впервые за свою историю оказался под властью тюркского правителя.

    Армянская версия
    Страница армянского «Евангелия» 1428 года, переписанного, согласно колофону рукописи, «в деревне Шушу области Амарас».
    Существующие армянские версии сводятся к тому, что к середине XVIII века крепость уже существовала и принадлежала армянскому мелику Шахназару, который и передал её Панах Али-хану.
    В одном из исторических документов сообщается, что «оная деревня Шоша окружена каменными горами». Под «каменными горами» здесь подразумевается каменистое плато, в то время неприступное, которое с трёх сторон окружено отвесными скалами. Эта местность служила естественным укреплением или крепостью для защиты от врагов. По утверждению Шагена Мкртчяна, основателем крепости был Аван-юзбаши, командующий боевыми силами сыгнахов (опорных пунктов), штаб которого размещался на вершине небольшого плато, неподалёку от селения Шош. Эта местность в архивных источниках называется «Укрепление Шоша», или «Кар» («Скала» или «Наскальная»). Выходец из рода местных меликов, Аван-юзбаши, вероятно, в то время прибыл в Карабах из Ширвана. В одной из армянских хроник указано, что «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это имело место в 1717 году». В письме русского генерала Матюшкина от 19 декабря 1725 года говорилось, что «сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч … остаётся в схнахе и строит крепость». 15 ноября 1726 года Аван-юзбаши докладывал командиру русских войск, что османцы «со всей армией напали на Шоши — крепость Авана юзбаши и Охана юзбаши. Восемь дней воевали пушками и снарядами. Захватили половину скалы, но больше пройти не смогли». Ашот Иоаннисян считает, что фундамент крепостной стены начал закладывать ещё в 1724 году Аван-юзбаши, а Панах Али-хан лишь возвёл с четвёртой стороны плато высокую стену, чтобы «на вершине плоскогорья поселение городского типа было бы защищено со всех четырёх сторон».
    В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу, после чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20-летнюю войну. Мелик Шахназар, пытаясь взять верх над своими противниками, пригласил себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени, сдав ему крепость Шуши
    В рапорте А. В. Суворова, направленном из Астрахани князю Г. А. Потемкину, сообщалось:
    Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным.
    В российском документе середины XVIII века сообщалось:
    Крепчайшее по местоположению селение здесь Шуша. Оно принадлежало мелику Шахназару варандинскому, который, поссорясь с другими двумя меликами… союзными между собою издревле, вошёл в союз с Фона-Ханом (Пена-Ханом), незнатным владетелем кочующего близ Карабага Чаванширского (или Шаваншорского) татарского (то есть азербайджанского — прим.) народа, по смерти Надыра; уступил ему Шушийскую деревню…

    В записке царя Грузии Ираклия II упоминается о захвате Панах-Али ханом армянской крепости: «Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владении находится армянской патриарх… один человек [Панах Али], закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…». По мнению современных армянских историков, речь в этой записке идёт о Шушинской крепости
    В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош.
    По ещё одной версии, Шуша была построена на развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну, получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI в.

    XIX — начало XX вв.
    С 1755 по 1823 годы Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. При Ибрагим Халил-хане город был разделён на три квартала: Табризли, Казанчали и Аглисли. По данным источника 1795 года, в Шуше имелось более 10 тыс. населения. С 1813 года (фактически с 1805 года) — в составе России.
    Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы.
    После преобразования в ноябре 1822 года Карабахского ханства в провинцию, Шуша стала центром провинции и резиденцией военно-окружного начальника мусульманских провинций — генерал-лейтенанта князя В. Г. Мадатова. Должность военно-окружного начальника была учреждена в 1824 году. Фактически же деятельность его началась с 1817 года. С 1840 года Шуша — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
    В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX века нагорная часть города была армянской, нижняя — татарской. В армянской части имелись реальное училище и уездная семинария для девочек; там же располагались и присутственные места. В городе проживало много богатых армянских купцов В татарской части города располагались русско-татарская школа, ряд музыкальных школ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева. Первый театр построил в 1896 году Мкртич Хандамирян (Хандамиров) (рядом с церковью Газанчецоц). В 1905 году было построено новое здание реального училища. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами. В начале XX века в городе имелись две соборные и несколько квартальных мечетей и одна православная церковь. От старого города сохранились части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. в армянских кварталах, армянский собор. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством.
    В 1912 году в Шуше стараниями врача Абдул Керима Мехмандарова была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20-30 человек.
    До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты, из которых 20 на армянском языке и 2 — на

  • Message: #378604
    Heavy Metal » 25 Aug 2018, 01:56
    Keymaster

    Stepanakert. Capital

    Степанаке́рт (арм. Ստեփանակերտ), Ханкенди́ (азерб. Xankəndi) — город в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), фактически контролирующей город, является городом республиканского подчинения Степанакерт и столицей НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджана, является городом республиканского подчинения Ханкенди Ходжалинского района. Расположен у подножия восточного склона Карабахского хребта, в долине реки Каркарчай. Площадь 25,6 км², население на 2011 год 53 400 человек.

    Климат
    Климат Степанакерта является субтропическим полусухим. Лето относительно жаркое, но сильная жара бывает редко, и она смягчается высотой населённого пункта. Максимум осадков приходится на весну и начало лета. Зима мягкая и сухая, но иногда возможны довольно сильные морозы. Самый теплый месяц — июль, средняя температура которого составляет +24 °C. Самым холодным месяцем по средней температуре является январь, но наименьшие средние минимумы и максимумы приходятся на февраль. Однако большее время солнечного сияния делает февраль по общей средней температуре теплее января.

    История
    Ранее здесь находилось армянское поселение Вараракн, названное по протекающей через него реке.
    В конце XVIII века на месте поселения была основана зимовка карабахского хана Ибрагим Халил-хана под названием «Ханабах». С 1822 года — под непосредственной властью Российской империи (Шушинский уезд Елисаветпольской губернии), тогда же Карабахское ханство было упразднено. В 1847 году селение получило название Ханкенди, что в переводе с азербайджанского языка означает «ханская деревня». В Ханкенди содержались принадлежавшие хану породистые лошади.
    По предложению главноуправляющего гражданской частью на Кавказе, генерала А. П. Ермолова на присоединённых к России территориях стали создаваться постоянные штаб-квартиры с хозяйствами, в которых располагались военные подразделения, состоящие из солдатских семей. Подобные штаб-квартиры появились первоначально в Грузии, а затем около Эривани, Шуши, Дербента и Кубы. Одним из таких поселений стало Ханкенди. Составитель описания русских поселений по Елизаветпольской губернии И. Сегаль писал: «Селение Хан-Кенди (скорее урочище) образовано из отставных солдат, а также из членов их семей, не пожелавших по отбытии срока службы вернуться на родину.» После 1898 года царским правительством Ханкенди был превращён в русский гарнизон (отсюда и частое именование «штаб»). Селение представляло собой казачий посёлок, который являлся стоянкой Сунженского полка. Здесь располагались казарменные корпуса, больницы, полковая церковь, а также несколько домиков, где проживали офицерские семьи и небольшое население, снабжавшее войсковые части продуктами. Местное население состояло из армян и азербайджанцев. В 1918—1920 гг. в Ханкенди размещались воинские части мусаватистов.
    После установления советской власти указом ЦИК Азербайджанской ССР от 10 августа 1923 года селение Ханкенди было переименовано в город Степанакерт в честь руководителя Бакинской коммуны Степана Шаумяна. Город стал центром вновь образованной Автономной области Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР.
    На момент образования НКАО Степанакерт представлял собой полуразрушенный населённый пункт, где число уцелевших построек едва достигало 10-15. Часть зданий была была разрушена полностью, в других отсутствовали двери и окна, от ряда зданий остались только стены. В течение первого года часть зданий была восстановлена, а также многие были построены заново, улучшены дороги, в город было проведено электричество и телефонная связь.

    Первый проект по планированию и обустройству города был составлен в 1926 году архитектором Александром Таманяном, второй в 1938 году — архитектором Слободяником, третий в 1968 году — архитектором Дадашяном. Все проекты следовали системе, разработанной Таманяном. В городе был создан Парк культуры и отдыха им. М. Азизбекова, в центре Степанакерта установлен памятник С. Шаумяну. Степанакерт стал центром всей промышленности автономной области, прежде всего шёлковой и винодельческой. К концу советской эпохи там было построено несколько предприятий, включая электротехнический и асфальтобетонный комбинаты. Функционировали сельскохозяйственный техникум, педагогический институт, медицинское и музыкальное училище, историко-краеведческий музей, драматический театр. В 1960 году был построен ансамбль центральной площади Степанакерта со зданием обкома (ныне правительства НКР). Эта площадь (им. Ленина) в 1988 году стала ареной практически непрерывных митингов в поддержку требования о передаче НКАО в состав Армянской ССР. В 1968 году в Степанакерте уже имела место вспышка насилия на межнациональной почве. Тогда в городе проходил судебный процесс над директором городской школы-азербайджанцем, обвинявшегося в убийстве армянской девочки. Собравшиеся у здания суда армяне посчитали приговор судьи-азербайджанца слишком мягким и сожгли машину, в которой находились преступник, судья и ещё несколько человек.
    Положение азербайджанского населения города осложнилось в связи с нарастанием острой конфликтной ситуации в регионе. Степанакертский пединститут стал препятствовать проведению занятий на азербайджанском отделении, студентов-азербайджанцев вынуждают покинуть Степанакерт. 18—21 сентября в Степанакерте происходят погромы азербайджанского населения, сопровождаемые избиениями и поджогами домов; азербайджанцы изгнаны из города. 26 ноября 1991 года решением Верховного Совета Азербайджанской ССР город был переименован в Ханкенди. Властями Нагорно-Карабахской Республики было сохранено название Степанакерт. По мере нарастания конфликта вокруг Нагорного Карабаха борьба вокруг Степанакерта принимала всё более ожесточённый характер. Зимой 1991—1992 годов город подвергался обстрелам со стороны находившейся под азербайджанским контролем Шуши вплоть до её перехода под контроль вооружённых сил НКР в мае 1992 года. Одновременно армянские и азербайджанские вооружённые формирования вели упорные бои вокруг пригорода Степанакерта — Керкиджахана (англ.)русск., населённого преимущественно азербайджанцами (эти жители покинули пригород ещё осенью 1991 г.). В январе 1992 года армяне выбили азербайджанские отряды из пригорода, уничтожив ряд огневых позиций, с которых также обстреливался Степанакерт, при этом значительная часть домов Керкиджахана была сожжена. 9 мая 1992 года армянские карабахские силы захватили Шушу и подавили ряд азербайджанских огневых точек близ нее. Таким образом прекратился длившийся несколько лет беспощадный артобстрел Степанакерта из Шуши, в результате которого в Степанакерте не осталось ни одного целого здания.

    Этнический состав
    Население Ханкенди, которое образовалось из отставных солдат и их потомков, состояло из русских православного вероисповедания. В 1886 году в поселение имелось 52 дома. Население занималось сельским хозяйством, а также различными ремеслами, извозом, сдачей квартир военным и т. д. По данным Закавказского статистического комитета, извлечённых из посемейных списков на 1886 год, по Ханкенды отмечен 71 дым и 279 жителей, из которых 276 русских, 2 армянина и 1 татарин (то есть азербайджанец), являющиеся по религии православными, армяно-григорианами и мусульманином-суннитом. По сведениям же полиции за 1908 года население Ханкенды состояло только из русских, которые составляли 282 человек населения Согласно «Кавказскому календарю» на 1910 год в селении Ханкенды Шушинского уезда Елисаветпольской губернии за 1908 год проживало 362 человека, в основном русские. Кавказский календарь на 1912 год фиксирует здесь уже 1,076 человек, также в основном русских. Однако следующий календарь на 1915 год отметил 1,550 человек, в основном татар (то есть азербайджанцев). По Азербайджанской сельско-хозяйственной переписи 1921 года население Ханкенды (азерб. ﺧﺎﻥ ﻛﻨﺩﻯ) составляло 1,208 человек, преимущественно армян. В 1926 году численность населения Степанакерта составила 3,200 человек (из них 85,4 % армяне и 10,8 % азербайджанцы). Перепись Азербайджана 1931 года показала в городе 4,911 жителей, из которых 4,172 армянина, 493 азербайджанца и 220 русских. По оценкам к 1987 году азербайджанцы составляли 12,8 % населения (6,8 тыс.) Степанакерта.

  • Message: #248126
    Heavy Metal » 04 Nov 2017, 01:12
    Keymaster

    Museums

    Главные музеи НКР

    Арцахский государственный историко-краеведческий музей.

    Арцахский государственный историко-краеведческий музей
    Является историко-культурным очагом, в котором представлена история Карабаха с древнейших времен до наших дней. С начала его основания, с 1939 года, невзирая на анти-армянскую политику Советского Азербайджана и в годы войны, развязанной им в Карабахе, музей смог собрать и сохранить духовные и материальные ценности карабахского народа.
    Фонды Арцахского государственного историко-краеведческий музея насчитывают более 50 тысяч историко-культурных артефактов, рассказывающих об истоках зарождения и развития цивилизации на территории нынешнего Карабаха.
    Сегодня, более чем когда-либо во времена своего существования, музей имеет возможность результативно обогащать свои фонды, благодаря проводимым в Нагорном Карабахе археологическим раскопкам и археологическим находкам.
    Выставочные залы музея начинаются с витрин, демонстрирующих макеты природных ландшафтов Арцаха.
    Далее следует зал археологии. Здесь, в частности, представлены образцы окаменелостей, ранние орудия труда каменного века, разнообразные бронзовые предметы (украшения, оружие, утварь), сохранившиеся со времен государства Урарту удивительные орнаментированные керамические сосуды, армянские, римские, персидские, арабские серебряные и медные монеты, и т.д
    Зал средневековья начинается с фотографии и прилагаемой к ней карты одной из первых арцахских церквей (4 век)– Амарасского монастыря, основанного Григорием Просветителем, первым армянским христианским философом. Здесь представлены также документальные свидетельства его проповедей на Южном Кавказе.
    Особый интерес вызывает отдел этнографии, в котором демонстрация начинается с витрины семейного быта древнего арцахца ( бабушка плетет нить прялкой, а дедушка шьет трехи (обувь из выделанной им самим кожи). Также выставлен старинный ковроткаческий станок, образцы арцахского ткаческого искусства – ковры 18-20 веков.
    В 19 веке центром армянской национальной культуры являлся г. Шуши, о чем рассказывают старинные евангелия, печатные книги, фотографии.
    Документальными артефактами богаты залы современной истории, где демонстрируются экспонаты, рассказывающие о национально-освободительной борьбе карабахских армян против Азербайджана в 1918-21 годах. Здесь представлена карта Армении 1926 года, выполненная на основании союзного договора от 10 августа 1920 года, документы, подтверждающие трагические события в Шуши 23 марта 1920 года, рассказывающие о насильственном присоединении Нагорного Карабаха к Советскому Азербайджану.
    Последние залы музея рассказывают о современном арцахском движении, национально-освободительной борьбе, сплоченности всего армянского народа в послевоенный период в целях укрепления Нагорно- Карабахской республики.
    В музее расположена также небольшая букинистическая лавка, где можно купить буклеты, книги и фотоальбомы о Карабахе.
    Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00, выходной день – воскресенье. Вход в музей- бесплатный. При желании посетители могут дать небольшие чаевые экскурсоводу

    Адрес: г. Степанакерт, улица Сасунци Давида, 1

    Музей памяти погибших воинов-азатамартиков.

    Музей памяти погибших воинов-азатамартиков
    Этот уникальный в своем роде музей памяти погибших воинов- азатамартиков был основан в 2002 году, общественной организацией “Союз Родственников Погибших Азатамартиков”.
    Экспонаты музея собраны активистами организации с помощью солдатских матерей, а также сотрудников музея. Здесь демонстрируются карты, схемы иллюстрирующие освободительное движение армян, подвиги фидаинов- защитников отечества в годы минувшей карабахской войны.
    На стендах представлены тысячи фотографий погибших бойцов, пробитые пулей документы, письма родным и близким, оружие и обмундирование времен Арцахской войны, полевой телефон, радиостанция.
    В зале демонстрируются подлинные образцы оружия и иные военные аксессуары, использовавшиеся армянскими фидаинами.
    Трогательно собранные экспонаты, вся обстановка музея оставляют неизгладимое впечатление.
    Музей открыт с 9:00 до 18:00, ежедневно, выходной день воскресенье.Вход на территорию музея бесплатный, однако принято оставлять небольшие пожертвования для музея.

    Адрес: Степанакерте, улица Вазгена Саркисяна 25.

    Государственным музей изобразительных искусств Республики Арцах.

    Государственным музей изобразительных искусств республики арцах
    Был основан с 2010 по 2013 гг. по инициативе и организационной поддержке профессора Габриэлянца Григория Аркадьевича и состоит только из даров. Здание музея было построено при поддержке правительства на месте старого постоялого двора г. Шуши, при этом сохранился первоначальный архитектурный облик здания.
    В музее далекой высокогорной Шуши есть произведения М.Сарьяна, П.Кузнецова, Минаса, Н.Никогосяна, Д.Жилинского, А.Сафохина, Гаяне Тифлисеци, Ю.Григоряна, А. Акопяна, А.Галенца и др. Отличительной чертой шушинского музея может стать широкая география картин – Армения, Грузия, Россия, Литва, Туркмения, Узбекистан, Польша, Франция, США, Эфиопия, Монголия, Египет, Индонезия, Гаити, Мадагаскар и др.Особое место среди выставленный картин занимают живописные полотна художников Карабаха.Официальное открытие Государственного музея изобразительного искусства состоялось 9 мая 2013 г., в день освобождения Шуши.

    Адрес: г. Шуши, ул. Казанчецоц

    Музей истории города Шуши.

    Музей истории города шуши
    Расположенный в очаровательном особняке середины 19 века, в центре исторического квартала, музей истории города Шуши является средоточием артефактов, иллюстрирующих многовековое прошлое древнего города-крепости. Здесь демонстрируется богатый археологический материал эллинистического периода, изменивший прежние представления о времени основания Шуши в 18 веке.
    Очень богата коллекция музея материалами этнографического характера- здесь собраны изделия местных ремесленников, зачастую представлающие из себя настоящие произведения искусства. Предметы быта 19 века иллюстрируют жизнь горожан одного из крупнейших культурных центров Закавказья. Колекция фотографий и репродукций, размещенных на стендах залов музея, делают осязаемой культурную жизнь города той эпохи.
    Многие из собранных артефактов иллюстрируют черные дни города, когда в марте 1920 года бандами татарских мародеров была сожжена практически вся армянская часть Шуши, а около 30 тысяч христианского населения были убиты или бежали в отдаленные селения.
    Отдельный стенд посвящен военной операции по освобождению Шуши 8 мая 1992 года. Здесь размещена диарама шушинской битвы, воссаздающая историю боев в мельчайших подробностях.
    Музей работает ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 17:00 часов. Вход в музей бесплатный.

    Адрес: г. Шуши, улица Месропа Маштоца, 17

    Государственный геологический музей имени Григория Габриэлянца.

    Государственный геологический музей имени григория габриэлянца
    Работает с мая 2014 года. Официальное открытие музея состоялось 1 сентября 2014 года. Здесь представлены геологические находки со всего Арцаха, в основном минералы и разные полезные ископаемые, самому древнему из которых 146 миллионов лет. В музее представлены геологические находки привезенные со всего мира, из которых самому древнему 1 миллиард 200 миллионов лет.
    В коллекции музея есть 400 образцов из 48 государств и 20 регионов Российской Федерации, в основном образцы из личной коллекции Г.А. Габриэлянца.
    Для использования в образовательных программах детей, Геологический музей Армении подарил Государственному геологическому музею Арцаха большое количество профессиональных книг.
    Коллекцию и сам музей украшают полотна всемирно известных художников Мартироса Сарьяна и Минаса Аветисяна.

    Адрес г.Шуши ул. Маштоца 32

    Государственный археологический музей Тигранакерта.

    Государственный археологический музей тигранакерта
    Aрхеологический музей Тигранакерта основан в средневековой крепости, находящейся на территории aрхеологическoго парка в окрестностях основанного царем Тиграном Великим / 95-55 века до н.э. / одноименного города Тигранакерт. Различные артефакты, обнаруженные в ходе раскопок археологической экспедицией Академии Наук Армении под руководством Гамлета Петросяна, прекрасно иллюстрируют древнейшую историю и богатую культурную жизнь этого интереснейшего уголка Арцаха. В трех залах музея выставлены уникальные предметы материальной культуры, принадлежащие историческому периоду – 5 век до н.э.-17 век. В основном это изящные керамические сосуды, изделия из камня и стекла. Особый интерес представляет собой дарственный диск из обожженной глины с надписями на армянском языке, датируемый 5-6 веками. В музее также широко иллюстрирован ход археологических раскопок, которые ведутся здесь с 2006 года. На многочисленных стендах представлена подробная информация о местности, данные о раскопках и находках на армянском, английском и русском языках. Посетители музея могут также приобрести здесь традиционные сувениры и различную печатную продукцию. На территории средневекового замка действует небольшое кафе.

    Адрес: НКР, Аскеранский р-н, местность Тигранакерт, 32-й км трассы Степанакерт- Аскеран-Мартакерт

    Государственный археологический музей Кашатага.

    Государственный археологический музей кашатага

    Этот музей отличается великолепным собранием артефактов, обнаруженных в ходе археологических раскопок на территории кашатагского района НКР, произведенных после 1995 года. Огромное количество вещественных материалов иллюстрируют историю развития культуры в этом инереснейшем уголке Карабaха, в долинах рек Аракс и Акари.
    Особо следует выделить материалы, полученные в ходе раскопок поселение Керен, где были обнаружены предметы материальной культуры 9-5 веков до нашей эры. Помимо обычной для Карабаха керамики, в музее демонстрируются найденные здесь антропоморфные сосуды поразительной красоты и изящества, свидетельствующие о высоком уровне культуры населения.
    Уникальные женские украшения из полудрагoценных камней из курганных погребений того же периода являются изюминкой этого музея.

    Адрес: г. Кашатаг, ул. Мира, 19

     

     

  • Message: #248124
    Heavy Metal » 04 Nov 2017, 01:07
    Keymaster

    Attractions

    Главные достопримечательности НКР

    Джермаджур.

    Джермаджур
    Джермаджур в переводе на русский “теплая вода”, и богат горячими природными и целебными источниками. Джермаджур находится на высоте более 2200 метров над уровнем моря, Вокруг источника имеется бассейн в котором можно искупнуться. Красоту и уникальность данного места рекомендуем оценить лично побывав там.

    Монастырь Дадиванк.

    Монастырь дадиванк
    Дадиванк (или Хутаванк) – армянский монастырь, расположенный на высоте 1100 метров. По одной из версий, этимология названия связана со Св. Дади, который был учеником апостола Фадея и проповедовал христианство в Армении. Вторая версия происходит из армянских слов “хут” (холм) и “ванк” (монастырь): монастырь на холме.

    Тигранакерт.

    Тигранакерт
    Тигранакерт – древний армянский город основанный в I веке до н.э. Город располагался в провинции Арцах Великой Армении. Является одним из 4-ех городов, названных в честь Тиграна II (Великого) – правителя Великой Армении. По мнению армянских историков Тигранакерт является самым древним городом Арцаха (Нагорного Карабаха).

    Шуши-берд.

    Шуши-берд
    Шушинская крепость (Шуши-берд) впервые упоминается в XVIII веке. По одной из версий крепость в Шуши известна как Шикакар и в ней князь Сахл Смбатян победил арабское войско. Так же есть упоминания данной крепости под такими названиями как Караглух, Кар, Шош, сигнах Шош.
    Археологические раскопки подтвердили еще одну версию, по которой крепость XVII в. была построена на месте армянского укрепления.

    Майраберд.

    Майраберд
    Крепость Майраберд одна из самых крупных в Армении и Арцаха (Нагорного Карабаха) и она хорошо сохранилась, по сравнению с остальными. Построена она была в XVIII веке для защиты города Шуши. Если вам удастся забраться на сторожевую башню и осмотреться, то вы сможете оценить стратегически важное расположение данной крепости. Крепость была отреставрирована в 2002 году.

    Монастырь Гандзасар.

    Монастырь гандзасар
    Гандзасар – в переводе с армянского означает “гора сокровища”. Монастырь основан в XII веке. Усилиями князей Асан-Джалалянов монастырь сохранил роль духовного центра. При монастыре была школа, где проходили обучение духовные деятели, создавались и хранились рукописи.
    В 2008 году в Арцахе состоялась “большая свадьба”, во время которой необходимо было обвенчать 687 пар. Так вот 550 пар обвенчались в соборе Казанчецоц, а 137 в монастыре Гандзасар.

    Монумент “Мы и наши горы”.

    Мы и наши горы

    Монумент “Мы и наши горы” является одним из самых популярных символов Арцаха (Нагорного Карабаха) и изображен на гербе Республики Арцах, расположен на въезде в Степанакерт. В народе его так же называют “Дед и баба” (Տատիկ-պապիկ, татик-папик). Памятник построен в 1967 году из красноватого туфа, автор – скульптор Саргис Багдасарян. Обязательно посетите этот памятник.

    Схторашенский платан (Тнджри).

    Схторашенский платан
    Тнджри является самым древним (более 2028 лет) и самым высоким (более 54 метров) деревом на территории СНГ. В СССР это дерево так же было самым древним и самым высоким. Более 100 человек может поместиться внутри дерева, а полость в стволе имеет площадь 44 кв.м. Более 27 метров составляет диаметр основы ствола дерева. По рассказам жителей, под данным деревом отдыхали такие выдающиеся личности как Месроп Маштоц, Раффи, Саят-Нова и другие.

    Монастырь Амарас.

    Монастырь амарас
    По версии армянского историка V века Павстоса Бюзанда монастырь основан в IV веке. св.Григорием Просвятителем. Известно так же, что в восточной части церкви похоронен внук св. Григория Просвятителя – Григорис. Он являлся первым епископом Арцахской епархии. Интересным фактом является и то, что Месроп Маштоц (создатель армянского алфавита) в V веке основал первую школу Арцаха именно здесь, что дало толчок к распространению армянской письменности в данном регионе.
    В средневековье монастырь Амарас являлся культурным и духовным центром Арцаха, а в годы советской власти заброшен. Открыт монастырь был в 1992 году и является действующим монастырем Арцахской епархии.

    Водопад “Зонтик”.

    Водопад “зонтик”
    Водопад “Зонтик” удивительно красивый и является очень популярной достопримечательностью, его обязательно стоит посетить и увидеть. По пути к водопаду вы пройдете через ущелье, где можете увидеть как растут кизиловые деревья. Называют водопад “Зонтик” т.к. он очень похож именно на зонт, вода стекает по камням расширяющимися струйками.

    Каньон Унот (Дждрдуз).

    Каньон унот

    Очень рекомендуем посетить каньон Унот. Это место поражает своей красотой и нетронутой природой, которое окружают красивые горы. В теплую погоду можно искупаться в реке, вода очень освежающая. Некоторые из туристов летом ночуют здесь в палатках и наслаждаются нереальной красотой. Можно сколько угодно описывать это место, мы лишь предлагаем посмотреть фото, а потом уже в реальности… Да, и возьмите с собой обязательно удобную обувь.

    Церковь Казанчецоц.

    Церковь казанчецоц

    Сурб Аменапркич Казанчецоц (Собор Святого Христа Спасителя) – это главный храм Армянской Апостольской Церкви в Шуши. Он расположен в центре города на вершине плато и, безусловно, прекрасен! Церковь была построена в 1868-1887 гг, на месте небольшой церкви на деньги эмигрировавших в Шуши из села Казанчи (Шахкерт) Нахичевана. Является одной из самых крупных армянских церквей (35 метров в длину, 23 метров в ширину и 35 метров в высоту).

  • Load More